Стальные канаты, являясь сложным видом проволочных изделий, сегодня имеют достаточно широкое применение в устройствах для перемещения и подъема груза, различных элементов конструкций и деталей.
Конструктивно трос изготовлен из проволоки и сердечника. Последний, заполняющий пустоту в центре троса, не допускает проваливания пряди в центр. Проволоку обвивают вокруг стального сердечника и получают прядь, которую, в свою очередь, наматывают вокруг сердцевины. Данная конструкция и представляет собой в итоге стальной трос.
Стальные тросы можно классифицировать по следующим признакам:
1. Конструкции:
- одинарной свивки, представленные спиральными канатами, а также их полузакрытой и закрытой конструкции;
- двойной свивки, представляющей пряди, свитые в один или несколько слоев, которые, в свою очередь, могут быть как однослойными, так и многослойными. Преимущество многослойной свивки заключается в повышенной гибкости и значительной контактной поверхности. Большое распространение в связи с этим получили однослойные 6-прядные канаты двойной свивки по ГОСТ 7668-80;
- тройной свивки, которая состоит из канатов, свитых из двойной свивки (стренг).
2. Типу свивки:
- ТК — точечным касанием между слоями проволок;
- ЛК — линейным касанием между слоями проволок;
- ТЛК-комбинированным — точечно-линейным касанием проволок.
3. Форме сечения прядей:
- круглопрядные;
- фасоннопрядные.
4. Степени крутимости:
- малокрутящиеся;
- крутящиеся.
5. По материалу сердечника:
- с металлическим сердечником, который применяется в случаях, когда требуется увеличить структурную прочность каната при навивке его на барабан в несколько слоев, уменьшить механическое удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях высоких температур. В металлическом сердечнике обычно используется проволока по ГОСТ 5663-79.
- со специальным органическим сердечником, который изготавливается из таких материалов, как: пенька, сизаль, манила или хлопчатобумажная ткань, способствующих образованию круглой формы стального троса и, будучи пропитанным антикоррозионной, противогнилостной смазкой типа вазелина, пушечной смазки, канатной мази и других, он способствует не только предохранению внутренних слоев проволоки троса от коррозии, но и уменьшает трение между ними и, таким образом, удлиняет срок службы такого троса.